Сперва я только проснулся, потом только пришел на работу, потом разговаривал с интересным человеком, потом - ого, сколько надо доделать по работе, потом двадцать недочитанных страниц "Человека-зверя", и вот я использую последнюю отмазку от повторения математики (повторения - потому что готовиться уже поздно).
После долгого перерыва - наша постоянная рубрика имени Эмиля Золя.
"Человек-зверь" - роман, относящийся к циклу "Ругон-Маккары", один из последних написанных и пятнадцатый по счету, если читать в порядке, рекомендованном самим Золя. От Ругон-Маккаров там присутствует Жак Лантье, сын Жервезы из кошмарной "Западни".
Даже не знаю, как бы точнее описать впечатления от романа. Скажем так, большую часть времени у меня жутко горело. Но за этим я Золя и читаю, с другой стороны.
Пытался разгадать, кто из действующих лиц человек-зверь. Вроде и Рубо. Вроде и Кабюш. Ну и Жак, само собой, одержимый, теряющий контроль над собой, когда в зоне видимости оказывается одновременно женщина и нож. А вот Северина, для которой у меня даже теперь не находится ни одного цензурного эпитета - она человек-человек. И тот самый случай, когда человек хуже зверя. Когда человек стравливает зверей между собой, без сострадания, без осознания своей нравственной ответственности, вообще без какого бы то ни было осознания... Ее даже не обвинишь в изощренной жестокости - она будто не до конца понимала, что делает. Как ребенок, экспериментирующий над окружающим миром. А взрослых рядом с ней не нашлось - только звери.
Все это было бы не так интересно, если бы не еще одна тема, крайне интересно поданная после кульминации, хотя и не слишком обширно освещенная. Тема правосудия.
Когда человека, виновного в одном преступлении, судят и наказывают за другое - это справедливость с точки зрения мирового баланса, но не правосудие. Правосудие - социальный конструкт. Оно нужно именно социуму и используется им же. И нарушения в порядке отправления правосудия не зря жестко пресекаются. Казалось бы, отпускать преступника, потому что задержание проходило не в установленном порядке - что за бред? Но есть мысль, что иначе было бы хуже.
Сопереживать "Человек-зверь", в общем, не заставил, но заставил думать. Отличный роман.

А теперь математика.
(Кроме того, вчера играли. Отчет завтра.)