И еще немного впечатлений, на этот раз от "Овода" Э.Л.Войнич.
Помнится, лет в 12, когда я прочел этот роман в первый раз, я плакал горькими слезами, дочитывая эпилог в три часа ночи. Это был единственный раз, когда я плакал над книгой.
Немного позже в руки попалась "Прерванная дружба", тут я уже не плакал, но оба эти романа произвели на меня такое болезненное впечатление, что у меня не возникало никакого желания их перечитывать. И только пару недель назад, забирая очередную порцию своих вещей из дома отца, я нашел эту книгу и взял ее с собой. Вчера вечером начал перечитывать, сегодня закончил.
Очень больно, действительно, но мысли и впечатления совершенно другие. Теперь Артур Бертон - Феличе Риварес - уже не мрачный романтический герой и не гордый революционер, а ребенок, так и не сумевший повзрослеть, простить, проявить милосердие. Спрашивается, разве Монтанелли и Джемма причинили ему столько боли, что он заставил их обоих дважды потерять его? Это как Сирано де Бержерак - настолько жестокий в своей любви, что просто диву даешься. И он тоже заставил Роксану потерять его дважды.
Вся боль, которую он перенес, была его собственным выбором - он бежал, как последний трус, вместо того, чтобы ждать, разбираться, преодолевать. И, конечно, получил еще больше боли, чем та, что, как он думал, ожидала его на родине. Для ребенка вполне естественно перенести гнев и вину с себя на других - а любимая, давшая ему пощечину по выходе из тюрьмы, и святой отец, спавший с его матерью, конечно, представились ему весьма удобными объектами для ненависти.
И тем не менее - Оводу следовало бы молчать любой ценой, если он сам хоть немного любил отца. А так он повел себя как истеричная девица, заставляя собственного отца либо отречься от Бога, либо подписать его, Овода, смертный приговор. Человек, ставящий другого человека перед таким выбором, - либо негодяй, либо ребенок. Я склонен полагать, что Овод был ребенком, да и когда, где он мог повзрослеть? На каникулах в Италии? Таких людей нельзя сразу мордой об стену жизни. Такие люди это не переносят. И тем не менее, тот факт, что он заставил кардинала - своего отца! - послать его на смерть... В такой же ситуации был Отец, когда он посылал своего Сына на крест, но в "Оводе" все-таки речь о живых людях, а не о богах.

В общем и целом - отличная книга, без преувеличений. Но вместо желания всячески революционировать у меня возникает некоторая злость на Овода и бесконечная жалость к отцу Монтанелли. Ему пришлось хуже всех.